Зубной кариес

Παγκόσμιος οργανισμός υγείας
Η τερηδόνα είναι η πιο συχνή ασθένεια της παιδικής ηλικίας. Πέντε φορές πιο συχνή από το άσθμα και εφτά φορές πιο συχνή από τον αφθώδη πυρετό|
Παγκόσμιος οργανισμός υγείας
Η τερηδόνα είναι η πιο συχνή ασθένεια της παιδικής ηλικίας. Πέντε φορές πιο συχνή από το άσθμα και εφτά φορές πιο συχνή από τον αφθώδη πυρετό|

В течение последних лет процент развития зубного кариеса резко сократился в основном за счёт использования фтора, информированности и грамотности населения. Однако, даже в наши дни в развитых странах западного мира 80% проблем зубного кариеса встречается у 20% населения из слабо развитых социально-экономических слоев. На Кипре не проводились такие статистические исследования. В результате наших собственных наблюдений в клинике кариес имеет тенденцию к возникновению у детей всех социально-экономических слоев. Начнём с объяснения, что такое зубной кариес.

Что является причиной кариеса:

Зубной кариес является много факторным бактериальным заболеванием. Это результат взаимодействия 4-х факторов, которые показаны на диаграмме:

ПИТАНИЕ

Зубной кариес вызывается бактериями в сочетании с пищей, которые контактируют с зубами. После еды бактерии ферментируют сахар и крахмал, поступающие с пищей, и трансформируют их в кислоты. Кислота задерживается эмалью зубов и растворяет кальций, который находится на поверхности зубов.

Это вредное воздействие кислоты продолжается только 20 минут после каждого приема пищи. В последствии, количество кальция, которое было потеряно зубами, возвращается на поверхность. Это перемещение кальция из зубов в слюну и обратно повторяется каждый раз после еды. Когда ребёнок в течение дня часто принимает пищу, возникает постоянное вырабатывание кислот и поэтому увеличивается дефицит кальция зубов. В результате чего развивается зубной кариес. Интервалы между приёмом пищи очень важны для того, чтобы организм восстановил утерянный кальций зубов. Исследования показали, что приёмы пищи до 6 раз в день не увеличивают риск развития кариеса.

БАКТЕРИИ

Второй фактор, и возможно самый главный в соответствии с современными исследованиями, это число кариесогенных бактерий в полости рта. Если количество таких бактерий увеличивается, возможность развития зубного кариеса также увеличивается.

Современные исследования показали, что эти бактерии передаются через слюну матери ребёнку даже до прорезывания первых молочных зубов. Также доказано, что если у мамы увеличенное число таких бактерий в полости рта (кариозные зубы, воспаление дёсен, гингивит), её ребёнок также приобретает высокое число бактерий и, значит, он находится в группе риска развития кариеса. Обычно, передача бактерий ребенку посредством слюны происходит в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

Следовательно, данные рекомендации имеют большое значение:

  1. Избегайте целовать ребёнка в губы и исключите совместное использование кухонных принадлежностей (ложки, чашки и т.д.) для того, чтобы предотвратить передачу бактерий через слюну.
  2. Начните чистить зубы вашего ребёнка с первого года его жизни. Доказано, что если начать чистить зубы с первого года, то ребёнок будет меньше страдать зубным кариесом. Это происходит потому, что привычка чистить зубы с самого раннего возраста уменьшает качество бактерий на начальной стадии их развития.
  3. Маме следует регулярно посещать своего стоматолога, чтобы поддерживать хорошую гигиену полости рта.

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

  1. Восприимчивость зубов. Скученные зубы и те, у которых имеются глубокие и узкие дырочки и трещинки, задерживают пищу и затрудняют чистку. Также, зубы со структурными аномалиями, такими как гипоплазия эмали, содержат меньшее количество кальция и чувствительные к зубному кариесу.
  2. Слюна. Сниженная секреция слюны позволяет накоплению бактерий. Также увеличение кислоты в слюне увеличивает риск появления зубного кариеса. Мы проводим специальный тест слюны, с помощью которого мы можем оценить количество и тип слюны вашего ребёнка.

Ранний кариес и поражение молочных зубов («бутылочный кариес»)

Ночное кормление
Ночное кормление молоком или чаем без чистки зубов = большой риск для развития кариеса|
Грудное вскармливание
Грудное вскармливание может привести к повреждению зубов малыша, если используется в течение ночи без последующей чистки зубов|
Ночное кормление
Ночное кормление молоком или чаем без чистки зубов = большой риск для развития кариеса|
Грудное вскармливание
Грудное вскармливание может привести к повреждению зубов малыша, если используется в течение ночи без последующей чистки зубов|

Одна из самых серьёзных угроз для здоровья зубов ребёнка является использование бутылки с молоком, соком или чаем на ночь. Если ваш ребёнок уснул с бутылкой во рту, его зубы будут длительно находиться в контакте со сладкой жидкостью (молоко, сок или чай), которые могут привести к тяжелой форме зубного кариеса - «Синдром детской бутылки» (сейчас называется детский ранний кариес). В течение дня те же сок или молоко быстро растворяются в слюне и проглатываются. Ночью, во время сна глотание и слюноотделение замедляется, и это даёт бактериям, присутствующими в полости рта достаточно времени, чтобы взаимодействовать с сахаром, в результате чего образуются кислоты, которые разрушают зубы и вызывают кариес. Синдром «детской бутылки» проявляется в возрасте 12 месяцев и старше и приводит к полному разрушению, в основном, верхних передних зубов, а также задних зубов в течение нескольких месяцев. Это имеет негативное последствие на внешнем виде, на жевательной способности и на развитие речи ребёнка. А также нарушение сна из-за зубной боли.

Следующие условия должны соблюдаться в целях предотвращения раннего детского кариеса:

  • не кладите ребёнка спать с бутылочкой, особенно, в ночное время
  • прекращайте длительное вскармливание ребёнка бутылочкой в течение дня
  • начинайте чистить зубы вашего ребёнка с первого года жизни
  • посетите вашего детского стоматолога, когда ребёнку исполнится год
  • последний предмет перед сном – щетка, не бутылка
  • когда у ребенка начинают появляться зубы, постарайтесь сократить ночное кормление молоком. Если же это сделать не удается, то старайтесь удалять молоко с зубов после кормления
  • Грудное вскармливание в равной степени может привести к повреждению зубов малыша, если продолжается в течение длительного периода времени или в течение ночи после начала прорезывания зубов. Пожалуйста, проконсультируйтесь с педиатром по данному вопросу.
Лечение фтором
Лечение фтором в стоматологическом кабинете два раза в год поможет снизить риск развития кариеса на 40%|
Силанты (герметики)
Силанты помогут сохранить коренные зубы от поражения кариесом|
Фтор
Фтор не вызывает никакого вреда в правильной дозировке|
Ротовое дыхание
Хроническое дыхание через рот может вызвать серьезные ортодонтические проблемы|
Первое обследование
Первое ортодонтическое обследование в возрасте 6-7 лет|
Ортодонтическое лечение
Ортодонтическое лечение для всех возрастов|
Страх лечения
О страхе лечения зубов можно забыть|
Дети с ограниченными возможностями
Дети с ограниченными возможностями всегда найдут помощь в нашей клинике|
Возраст один год
Первый визит к стоматологу|
Чистка зубов
Чистка зубов с первого года жизни = это самое ценная забота о зубах Вашего ребенка|
Диета
Не более 3-х сладких закусок в день|
Сосание соски
Лучше забыть эту привычку в возрасте 2-4 лет|
Сосание пальца
Если ваш ребенок старше 4-х лет и до сих пор сосет палец, мы можем помочь избавиться от привычки|
Профилактика
Стоматологическая профилактика начинается с беременности|
Первый зуб
Первый молочный зуб появляется в 6-10 месяцев жизни|
Соки и напитки
Частое употребление соков и напитков может быстро разрушить зубы|
Кариес
Зубной кариес является самым распространенным детским заболеванием|

Dental decay

World Health Organization
Dental decay is the most frequent childhood diseace in the planet. Five times more frequent than asthma and seven times more frequent than hey fever|
World Health Organization
Dental decay is the most frequent childhood diseace in the planet. Five times more frequent than asthma and seven times more frequent than hey fever|

In the course of the years, the percentage of dental decay development has dropped dramatically mainly due to the use of fluoride and the information and education provided to the public. However, even nowadays in the developed countries of the western world 80% of the dental decay problem seems to attack 20% of the population that is the weaker socio-economic layers. According to international researches, 1 of 4 children 5 years old, 1 out of 2 children 12 years old and 8 out of 10 teenagers 15 years old suffer dental carries. No statistical research has been carried out in Cyprus in this respect and from our own observations at the clinic, dental decay tends to attack children of all socio-economic layers. Let us begin by explaining what dental decay is.

What causes dental decay:

Dental decay is a multi - factor bacterial tooth disease. It is the outcome of the interaction of 4 factors as set out in the diagram.

Diet

Dental decay is caused by bacteria combined with food (sugar or starch) which come into contact with teeth. After a meal, the bacteria ferment the sugar and starch of foodstuffs and transform them into acids. Acids are then retained by the tooth enamel and dissolve the calcium found on the external surface.

This harmful acid effect lasts only 20 minutes after every meal. To follow, the amount of calcium which left the teeth, returns to the surface. This back and forth movement of calcium from teeth to saliva and vice versa is repeated every time we eat. When the frequency of food intake is increased, for example, children who nibble continuously during the day there is a permanent production of acids and therefore an increased calcium deficiency from teeth resulting in the development of dental decay. Intervals between meals are essential so that the organism may restore the calcium loss from teeth by the intake of food. Research has shown that a food intake rate up to 6 times a day does not increase the risk of dental decay.

Bacteria

The second factor and possibly most important one according to contemporary research, is the number of specific cariogenic bacteria in the mouth. If the number of such bacteria is increased, the possibility of dental decay development is also increased.

Recent research has shown that bacteria are transferred from the mother's saliva to her baby even before the eruption of the first baby tooth. It has also been found that if the mother has an increased number of bacteria in her mouth (decayed teeth, gingivitis) her child may also acquire a high number of bacteria and therefore may be at high risk of dental decay.This transmission of bacteria from mother to child usually occurs from 6 months to age 3 of the child.

The following recommendations are of great importance:

  1. Avoid mouth to mouth kissing a baby and the common use of kitchen utensils (spoons, cups,etc.) to prevent the transfer of bacteria through saliva.
  2. Begin brushing your child's teeth from the age of one. It has been proven that if tooth brushing begins at this age the child will suffer less from dental decay. This happens because this early tooth brushing habit can diminish the number of bacteria from the very first stages of their development.
  3. Visit your own Dentist (mum) regularly, maintain good oral hygiene to decrease your own number of bacteria.

Teeth-host

  1. Sensitive tooth. Crowded teeth and teeth with deep and narrow pits and fissures retain food and make cleaning very difficult. Also, teeth with structural anomalies like enamel hypoplasia, contain less amount of calcium and are sensitive to dental decay.
  2. Saliva. Decreased salivary secretion enables the development and accumulation of bacteria. Also increased acidity in saliva may increase risk of dental decay. We provide a special saliva test where we can evaluate the quality ant the type of saliva your child has.

Severe early childhood caries (Baby bottle tooth decay)

Night feeding
Night feeding with milk or tea without brushing = Big risk for severe early caries|
Breast feeding
Breast feeding may damage the baby's teeth if used through the night without cleaning the teeth after|
Night feeding
Night feeding with milk or tea without brushing = Big risk for severe early caries|
Breast feeding
Breast feeding may damage the baby's teeth if used through the night without cleaning the teeth after|

One of the biggest threats to the dental health of your child is the use of the baby - bottle filled with milk, juice or tea at night time. If your child falls asleep with a baby bottle in his mouth, his teeth will be soaking for hours in a sugary liquid (milk, juice or tea), which may create a severe pattern of dental decay called "Baby Bottle Syndrome" (now it is called early childhood caries). During day time, the same juice or milk is dissolved rapidly by saliva and swallowed. During night time sleep however, swallowing and salivary secretion are slowed down and this gives sugars plenty of time to interact with bacteria present in the mouth and create acids which destroy teeth and cause dental decay .The baby-bottle syndrome may appear from the age of 12 months and lead to complete destruction mainly of the upper front teeth as well as back teeth within a few months, with a dramatic impact on the appearance, chewing and speech of children. Sleepless nights, due to pain are very frequent.

The following conditions must apply in order to prevent the baby - bottle syndrome development:

  • Do not put your child to bed with a baby bottle at night time.
  • Stop the prolonged baby - bottle nursing during the day.
  • Begin to brush your child's teeth from the age of one.
  • Start visiting your pediatric dentist when your child reaches one year old.
  • Last thing before bedtime is brushing, not the bottle.
  • When your child starts getting some teeth, better to stop feeding it with milk through the night, but if you do so please wipe the teeth to remove milk remnants.
  • Breastfeeding can equally damage the baby's teeth if used for prolonged time periods, or through the night after the baby starts getting some teeth. Please, consult your Pediatrician on the matter.
Age one
First visit to the dentist at the latest|
Brushing teeth
Brushing teeth from age one = A treasure for your child's teeth|
Diet:
No more than 3 sugary snacks per day|
Dummy sucking
Better stop between 2-4 years old|
Thumb sucking
If your child is above 4 years old and is still thumb sucking, then we can help you|
Prevention
Dental prevention starts from pregnancy|
First tooth
First baby tooth erupts between 6/10 months|
Juices and soft drinks
Frequent consumption of juices and soft drinks can destroy your teeth fast|
Decay
Dental decay is the most frequent childhood disease|
Fluoride treatment
Fluoride treatments in the dental office twice a year can decrease dental decay by 40%!|
Sealants
Sealants can save the molar teeth from dental decay|
Fluoride
Fluoride causes no harm in the correct dose|
Mouth breathing
Chronic mouth breathing can cause serious orthodontic problems|
First exam
First orthodontic exam at age 6-7 years old|
Orthodontic treatment
Orthodontic treatment is for all ages|
Phobia
Dental phobia can be managed professionally|
Special needs
Children with special needs can find help in our office|